В данной статье мы рассмотрим роль школьного учителя в условиях современных изменений в образовательной системе и существующих проблем нашего времени. Благодаря многолетнему опыту работы в общеобразовательных учреждениях у нас сформировалось глубокое понимание этих вопросов.
Образовательная система в последние десятилетия претерпевает значительные изменения. Помимо положительных изменений, назревавших долгое время и решающих ряд проблем, возникли и проблемы, влияющие на процесс обучения. Одна из них - проблема снижения роли учителя как наставника в жизни школьников. Это значительно усложняет преподавательскую деятельность. Но почему же так происходит?
Учитель традиционно выступает в роли не только источника знаний, но значимого взрослого. В терминах детской психологии он становится «взрослым-наставником», который поддерживает ребенка, направляет его, помогает развивать навыки, преодолевать трудности и достигать поставленных целей. Такой человек оказывает влияние на формирование личности ребенка. Этот эффект строится в том числе и на поддержке учителя со стороны родителей учащегося, а именно на уважении решений преподавателя.
Однако в современных реалиях образовательной системы эта важная роль учителя все чаще сводится к простой трансляции учебного материала. Причины этого следующие:
Это лишь часть таких причин. Конечно, это не способствует процессу преподавания. Чтобы решить эту проблему, необходимо повышать роль учителя как наставника. Это может включать в себя такие меры, как:
Сокращение нагрузки на учителей и предоставление им большего количества времени для работы с детьми.
Увеличение финансирования школ и предоставление им необходимых ресурсов для обеспечения качественного образования. Это позволит сделать уроки более интересными и наглядными.
Изменения в образовательной политике, которые ставят акцент на индивидуальном развитии ребенка, благо такие изменения постепенно происходят. Это позволит раскрыть индивидуальный потенциал каждого учащегося, а это, по нашему мнению, и есть цель системы образования — не только дать необходимый материал, но и раскрыть таланты, способности, зоны интереса.
Донесение информации о социальных льготах, зависящих от того, насколько активно родитель участвует в образовании ребенка. К слову, такие меры существуют давно и их список все растет.
В заключение можно сказать, что снижение роли учителя как значимого взрослого является серьезной проблемой современной образовательной системы. Чтобы решить эту проблему, необходимо пересмотреть образовательную систему и поставить во главу угла роль учителя-наставника. Только тогда можно будет обеспечить детям качественное образование и помочь им стать успешными и счастливыми людьми.