Сможет ли ИИ заменить учителей в будущем, или он будет продолжать дополнять их работу?
В последнее время активно обсуждается вопрос о роли искусственного интеллекта (ИИ) в образовании. Некоторые считают, что такие автоматизированные системы смогут полностью заменить учителей уже сегодня, другие же полагают, что следует не заменять, но дополнить образовательный процесс столь полезным инструментом. Об этом же сделал заявление и президент России, он согласился с тем, что ИИ не должен заменять учителей, а должен их дополнять. Однако он не исключил, что эта грань когда-то сотрется.
Как репетиторы, мы считаем, что данная технология является интересным инструментом, который может помочь в преподавании и обучении. Однако мы полагаемся исключительно на человеческий труд в вопросе преподавания и оценки результатов. И вот почему:
ИИ не всегда может обеспечить качественные ответы.
Иногда он может давать неверные или неполные ответы, что может привести к путанице и недоразумениям. Это связано с тем, что сам ИИ обучается на большом объёме данных и может повторять ошибки, которые содержатся в этих данных. Кроме того, многие модели искусственного интеллекта обучены по материалам на английском языке, что добавляет ошибок в виде потери контекста при переводе на язык запроса.
Социальный контакт и взаимодействие. Учителя не только преподают предмет, но и помогают ученикам развивать коммуникативные и социальные навыки. Без адекватной ответной социальной реакции обучающийся просто не будет понимать правильно подобные моменты, а это помешает в общении с другими людьми.
Дополнительные каналы информации Часть информации передается через интонацию голоса, жестикуляцию и другие невербальные способы. Поэтому информация от учителя более насыщенна, а следовательно, более ценна. Безусловно, это помогает быстрее понять контекст материала и лучше его усвоить.
Тем не менее, если использовать такую технологию правильно, ИИ может быть полезным инструментом в образовании. Например:
Может помочь учителям
К примеру, с подготовкой чернового варианта учебных материалов, дополнительной проверкой заданий и предоставлением обратной связи. Это помогает немного снизить нагрузку на учителя — а это актуальная проблема.
Может помочь обучающимся
В генерации ряда заданий по заданной тематике. Однако проверять ответы надо только с учителем.
Может помочь родителям
Если вопрос дополнительных занятий не стоит из-за малого количества свободного времени или нет возможности найти репетитора, то, пусть это и менее качественный способ тренировок, но всё же лучше, чем ничего. Однако тут очень важно учитывать возможные ошибки и разбираться в моделях ИИ и их особенностях.
В России недавно были выпущены учебники об ИИ для школьников. Это решение является важным шагом в направлении интеграции данного инструмента в образование и подготовки учеников к использованию таких технологий. Это позволит избежать типичных проблем и использовать такую технологию быстрее и качественнее, что, несомненно, принесет пользу.
В заключение следует сказать, что рассматриваемая технология является условно полезной в образовании, но речь о замене учителей искусственным интеллектом в данный момент точно не идет. Мы видим потенциал ИИ только в качестве вспомогательного инструмента учителя, и при этом понимаем, что искусственный интеллект может транслировать ошибку и убеждать в ней по разным причинам. А так как последствия ошибки ИИ могут напрямую отразиться на сдаче экзаменов ученика и, соответственно, на его будущем, то мы полагаемся только на самый качественный подход — индивидуальное обучение через живое общение с учителем.